Принято считать, что у людей этические нормы, сострадание формируются культурой и воспитанием. А такие чувства, как любовная привязанность, верность, и вовсе относятся к области непознаваемого. Однако в последние годы ученые разных стран провели целую серию экспериментов и показали связь работы определенных участков мозга с моральными принципами, которые исповедует человек, и с отношением к партнеру. _____________________________________________________________________________
Сенсационное открытие состоит в том, что у всех животных от человека до гидры имеется одна и та же система химической регуляции отношений между полами . То есть наши социальные и семейные отношения основаны на одних и тех же веществах. У человека, как и у всех млекопитающих, это - окситоцин и вазопрессин. Вазопрессин больше влияет на самцов, а окситоцин больше на самок.
Выброс окситоцина в мозг делает нас более доверчивыми, нам выражения лиц начинают казаться более дружелюбными, мы лучше читаем состояние собеседника по выражению его лица. Тот же окситоцин у матери отвечает за состояние привязанности к своему ребенку.
Интересный был опыт проведен на крысах. Взяли девственную крысу, которой плевать на всех крысят на свете и ввели ей окситоцин. Тогда она к первому попавшемуся крысенку стала относиться как к собственному ребенку, начала заботиться о нем, любить и оберегать.
У самцов, как выяснилось, ключевую роль играет вазопрессин.
При помощи вазопрессина у любого самца можно вызвать постоянную привязанность к любой самке. В природе постоянная привязанность формируется в течение медовых двух недель спаривания. Но если самцу в мозг ввести вазопрессин, то у него привязанность формируется к первой встречной самке без всяких спариваний, и другие самки ему уже не нужны. У них настолько прочная семья, что остальные самки вызывают у него агрессивную реакцию.
У человека, кроме того, существует специальный ген.
- То есть выражение некоторых жен по поводу того, что мужчинам "надо вправить мозги", может иметь буквальный смысл?
- Не то слово! Стали смотреть генетики, что у человека делается с этим геном, будет он верным мужем или будет спариваться со всеми подряд. Оказалось у мужчин есть вариант гена, носители которого, если они начинают гулять с девушкой, то это у них в два раза реже кончается браком, чем у всех остальных мужчин. А если они все-таки женятся, то в два раза выше вероятность, что это кончится разводом. И жены таких мужчин чаще высказывают недовольство семейной жизнью, чем жены мужчин с другим вариантом гена.
- Значит, при определенном генотипе мужчина меньше склонен к постоянным отношениям и к устойчивому браку? Означает ли это, что в каких-то случаях претензии и упреки жен не совсем справедливы?
- Здесь возникает множество вопросов. Имеет ли, например, невеста возможность выяснить прежде, чем заключать брак, - а какой там аллель гена В1А у моего суженого? Может быть, если она узнает, что у него тот самый нехороший аллель, она и передумает? То есть мы сталкиваемся с очень важным моральным аспектом. Отвечает ли человек за себя, если у него есть геном? На самом деле, отвечает. Да, все наше поведение определяется отчасти генами, отчасти воспитанием. Но таким образом можно оправдать любое преступление.