Вестерн мертв. Никого не интересуют его герои, его односложная драма, никому, в конце концов, не интересно смотреть на то, как потные мужики два часа скачут куда-то на лошадях и постреливают друг в друга из револьверов. В кинематографе вестерн прожил долгую и довольно счастливую жизнь: было «Большое ограбление поезда» (1903), было десятилетие грандиозной популярности (1940-1950), была «Великолепная семерка», были Джон Форд и Джон Уэйн.
Когда в шестидесятых показалось, что вестерн устарел, итальянец Серджио Леоне снял начинающего американского актера Клинта Иствуда в картине «За пригоршню долларов», а некто Эннио Морриконе (под псевдонимом Дэн Савио) написал для фильма музыку. И все закрутилось по-новому, началась эпоха спагетти-вестернов, глядя на которые было не очень понятно, смеются ли итальянцы над жанром или все-таки любят его (по всему выходило и то и другое).
Так появились «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе» и «На несколько долларов больше». Наконец, когда итальянцы перестали интриговать, пришли новые американцы и сочинили вестерну кровавую эпитафию. В «Дикой банде» пьяница и гений Сэм Пекинпа деконструировал миф о Диком Западе: он показал, что на самом деле происходит, когда человеку стреляют в лицо из револьвера, показал, сколько изуродованных трупов оставляет за собой любой романтический герой на скакуне. Показал, наконец, как все это закончилось. Ревизионистские вестерны 60-70-x выпотрошили и похоронили жанр: про его героев и проблематику все стало окончательно ясно.
Однако благодаря американскому Дикому Западу, некоторые актеры обрели славу, а некоторые писатели – богатство. Он вдохновил детей на игровых площадках и покрыл сединой волосы певцов кантри. Истории о героях и бандитах, золотой лихорадке и простых поселенцах столько раз превращались в художественные произведения, что стали известны по всему миру. Однако разработчики видеоигр либо игнорировали этот сеттинг, либо с переменным успехом пытались вписать его в устоявшиеся игровые условности. Теперь все изменилось: Rockstar, студия, известная благодаря сериалу Grand Theft Auto, обратила свой взор на Дикий Запад. Ни одна компания еще не подходила к созданию вестерна с таким вдохновением, как авторы Red Dead Redemption. Это – новая высота, к которой должны стремиться все вестерны.
Так и хочется сказать, что Red Dead Redemption опередила свое время, но дело в том, что это игра всех времен и игра на все времена. Rockstar демонстрирует поразительную способность держать напротив нас зеркало, напоминая, что горячие темы современности – расизм, иммиграция, власть государства и личные свободы – были не менее актуальны во все времена и являются неотъемлемой частью любого общества.
Однако Red Dead Redemption не погружает вас в политику, а засовывает в шкуру вполне нейтрального Джона Марстона, знакомтесь кстати
История сыграла злую шутку с этим бывшим преступником, решившим стать законопослушным гражданином: друзья Марстона неожиданно стали его врагами, и он вынужден бороться за свое будущее в стране, где законы не действуют. Завязка очень избитая, но ведь это только начало пути.
Действие игры разворачивается на обширной территории, простирающейся вдоль границы Америки и Мексики.
В ходе этого приключения Марстону повстречаются самые разные персонажи, вместе с которыми он будет вершить великие дела и проливать кровь. Все персонажи замечательны, равно как и диалоги, и их озвучка – все сделано так, что вы чувствуете себя частью этого мира.
Если сюжет за что и можно пожурить, так это за то, что Марстон иногда слишком слабо влияет на развитие истории – его мотивация подчас очень размыта, и он рвется помогать всем подряд, забывая про собственные цели и проблемы. Марстон только и говорит, что вынужден делать то-то и то-то, а развитие сюжета осуществляется преимущественно второстепенными персонажами – это несколько разочаровало. Впрочем, ближе к концу это меняется: в финале нарастает такой сокрушительный конфликт, а развязка настолько захватывающая, что можно вспомнить совсем немного игр с подобной мощной концовкой.
Прохождение сюжетной линии занимает порядка 20 часов, однако вряд ли вам захочется концентрироваться только на ней – здесь же еще столько всего можно! В конце концов, игру сделала Rockstar, а эта студия не просто так называется лучшей среди мастериц «песочниц».
Red Dead Redemption - это тот редкий случай, когда хочется наплевать на все сюжетные миссии, срочно залезть на лошадь и поскакать вон к тому ущелью. Просто чтобы посмотреть, что там. А «там» может быть что угодно.
Red Dead Redemption — игра, в которой придется очень много ездить по безлюдным просторам, и для того, чтобы нам не было скучно, тут постоянно что-нибудь происходит. Шериф вешает на суку пойманного бандита. Кто-то грабит дилижанс. Навстречу несутся три дамы в оборчатых юбках. Священник семенит на осле. Плотность случайных зарисовок на квадратный километр высокополигональных пустошей просто запредельная. И разумеется, в каждой из упомянутых мизансцен мы можем принять самое непосредственное участие. Чувство свободы, которым так знаменита GTA, тут многократно усиливается благодаря обстановке. Перспектива исследовать очередную подворотню в современном мегаполисе (что мы там не видели?) меркнет по сравнению с возможностью залезть на какую-нибудь гору и посмотреть, что там. Red Dead Redemption пробуждает в любом взрослом мужчине давно, казалось бы, утраченное ощущение — когда кажется, что за каждым углом тебя ждет приключение.
Не последнюю роль в этом процессе играют животные. Red Dead Redemption — первая игра Rockstar, к которой приделана полноценная функционирующая экосистема. Ваша лошадь вполне может встать на дыбы, завидев у себя под копытами змею. На трупы людей и животных слетаются стервятники. За ними приходят койоты. Под ногами копошатся какие-то скунсы, еноты и прочая мелочь. Все они формируют пищевую цепочку, на вершине которой совершенно необязательно стоит человек: в каком-нибудь ущелье на вас вполне может напасть пума.
Экосистема придумана тут не только для увеселения, но и для заработка: при желании можно все бросить и уехать на три дня на охоту. А затем сбыть шкуры в ближайшем населенном пункте.
Пасти скот и укрощать мустангов? Можно. Искать сокровища и соревноваться в стрельбе? Легко. Гоняться за преступниками, за чьи головы назначена награда? Пожалуйста. Причем, брать их можно живыми или мертвыми, а от этого меняться размер вознаграждения.
Побочные квесты – самые разные: от игры в метание подков и покер, до крупных перестрелок в логове бандитов. Некоторые даже вписаны в основную сюжетную линию. Можно часами выискивать все детали нового прикида для Марстона, охотиться на дичь или собирать травы и пустынные цветки.
Как и во многих играх от Rockstar, свобода здесь такая, что временами даже перья летят. Что бы вы ни делали, всегда найдется кто-нибудь, кто сочтет определенные ваши поступки неприемлемыми.
Но все в руках игрока, и, кроме того, здесь можно не только участвовать в жизни мира, но и с не меньшим интересом наблюдать за ним. Мир – живой, и куда бы вы тут не завернули, везде что-нибудь творится. Стоит вам влететь на лошади в кусты, как оттуда разлетаются птицы. Паровозы гудят, а на небе появляются тучи, чтобы залить низины водой. За следующим поворотом, возможно, бандиты грабят экипаж, несчастные владельцы которого зовут на помощь, или же там нашего героя поджидает медведь, готовый разорвать на куски Марстона и его лошадь.
Пройдитесь по городу, и непременно увидите, как пьяница нападает на проститутку или бандит тащит бедняка, а то и встретитесь лицом к лицу с кем-то, кто услышал о вас и решил проверить на дуэли кто круче.
Игра постоянно подкидывает что-то новое и захватывающее, а суровая атмосфера отлично накладывается на запоминающиеся диалоги.
Больше всего впечатляет, что можно получить огромное удовольствие, просто запрыгнув на лошадь и проскакав по прерии. Red Dead Redemption – красивейшая игра, авторы которой уделили гигантское внимание мелочам. Художественное исполнение, особенно цветовая гамма и созданные в игре ландшафты, – на высоте.
Пыльные холмы и плато налиты нужным оттенком красного, солнечные закаты захватывают дух, а багровые горы волшебны, как им и положено. Вам доступна невероятно большая территория, на которой расположены города, руины и прочие места, каждое из которых тщательно создано и не похоже на все остальные. Скачете к закату, слушаете роскошную музыку — и кажется, что жизнь, в общем, удалась.
Даже если забыть про интерактивные элементы, сам сеттинг Red Dead Redemption заслуживает исключительного восхищения. Добавьте сюда мир, который буквально дышит и реагирует на действия – и получите сногсшибательную игру. Лошади реалистично скачут, наездники анимированы практически идеально. Стрельните по шляпе бандита – и она слетит у него с головы, пальните по ногам – и он рухнет на землю, после чего останется только подойти и связать его. Ничто не заскриптовано, так что каждый ваш поход в пустыню будет немного отличаться от предыдущих.
Говоря об игре, сложно не вспомнить послужной список разработчиков. Многие отзываются о Red Dead Redemption как о «Grand Theft Auto на Диком Западе». Однако это не просто Grand Theft Auto в другом сеттинге. Rockstar мудро взяла из старых наработок только те элементы, которые будут здесь уместны, и адаптировала все остальное под сеттинг вестерна. Благодаря эффекту Dead Eye, замедляющему все вокруг, вы почувствуете себя классическим стрелком. Сплав богатого сеттинга и технологии рубежа веков – то же самое, что смесь цивилизации и дикарства, а упор на миссии с морально-этическими дилеммами и случайные стычки рисуют именно тот дикий и необузданный Запад, которым мы грезили в детстве.
Кроме того, в Red Dead Redemption замечательное управление – за вычетом, пожалуй, управления лошадью, которое тут слишком отзывчивое: вплоть до того, что скакун иной раз норовит прыгнуть через ограду или в реку. Удобный прицел позволяет атаковать врагов прямо во время езды, заодно делая битвы слишком легкими. Система укрытий – такая же, как в GTA IV, но укрытия тут особо не нужны, ведь можно просто шагать вперед и метко стрелять по всем. И доводится погибать, но Red Dead Redemption редко казалась сложной.
Даже когда вы полностью пройдете Red Dead Redemption и выполните все побочные квесты, на этом игра не закончится – она продолжится в онлайне, где до 16 игроков одновременно могут участвовать в совместных или соревновательных матчах. Соревнования включают в себя командные и свободные матчи, которые могут быть обычными перестрелками или борьбой за флаг. Хорошая штука, которая может быть очень увлекательна – особенно сначала, когда игроки стоят в кругу и готовятся достать стволы. Хардкорщикам, однако, может не понравиться система возрождений: вы появляетесь прямо рядом с врагом. Если забыть про несколько приятных моментов, о которых пойдет речь дальше, то это не тот мультиплеер, к которому стоит серьезно относиться.
Главная причина возвращаться к Red Dead Redemption еще многие месяцы после прохождения – Free Roam. Это такая своеобразная прихожая в мультиплеере, из которой, однако, получилась целая игра. Free Roam позволяет 16 игрокам очутиться в одном игровом мире сюжетной кампании – и делать всe, что им захочется: можно формировать отряды и участвовать в небольших перестрелках, можно просто стрелять друг в друга, можно напасать командой на логово бандитов или форт – или просто скакать вместе, охотиться и выполнять квесты.
Здесь припасено множество развлечений из одиночного режима, равно как и ряд уникальных заданий. Делая все перечисленное, вы зарабатываете очки опыта, наращиваете уровни, открываете новые модели персонажей, режимы и лошадей. Free Roam мог бы быть отдельной игрой, и она была бы превосходна.
Что имеем в итоге:
Тут по большому счету есть все, что нужно для простого мужского счастья: свобода, живой и охотно реагирующий на ваши действия мир и феноменальный экшен. Но есть также и то, чего не хватало GTA 4 и всем ее последователям, — дух приключения. Настоящего, последнего приключения. Red Dead Redemption — это пускай запоздалый, но очень дорогой и искренний поклон великому жанру.
Вестерн, безусловно, мертв. Но его ждут самые пышные похороны, какие только можно себе представить.
P.S. На все вопросы о PC-версии Рокстар искренне пожимают плечами. Поэтому, если вы надеетесь отдать вестерну почести на PC, прибавьте к официальной дате выхода еще как минимум год. Но оно того стоит, поверьте.